ОБЛПОТРЕБСОЮЗ

Музей нижегородской потребкооперации посетила директор научно-образовательного центра-музея истории кооперации РУК Наталья Яковлева

27.08.2020
   Наталья Вячеславовна Яковлева
   24 августа в нижегородском музее  потребкооперации с рабочим визитом побывала директор научно-образовательного центра-музея истории кооперации Российского Университета Кооперации Наталья Вячеславовна Яковлева.
В ходе встречи  директор научно-образовательного центра-музея истории кооперации Российского Университета Кооперации и председатель правления Нижегородского облпотребсоюза Николай Пырков обсудили перспективы музейной деятельности, обмен опытом издательской  и музейной работы, а также наметили направления взаимодействия в целях популяризации потребительской кооперации в Нижегородской области и в России. 
   Председатель правления Нижегородского облпотребсоюза Николай Иванович Пырков отметил: - Эксперта музейного дела такого уровня на экспозиции  Нижегородского облпотребсоза еще не было. Профессиональная оценка Натальи Вячеславовны, ее предложения имеют для нас большое значение и  в плане дальнейшей совместной музейной работы и возможно в  плане реализации интересных проектов.
   Экскурсию по нижегородской экспозиции провели заместитель председателя правления Нижегородского облпотребсоюза по торговле и персоналу Тихонов Юрий Ремирович и директор музея «Истории нижегородской потребительской кооперации» Тихонова Эльвира Александровна.
   Музей «Истории нижегородской потребительской кооперации»  был открыт 4 июля 2014 года в Нижегородском  облпотребсоюзе.  
-Нижегородская потребкооперация в своем развитии прошла различные этапы,  где были подъемы и спады, экспроприации, войны и годы восстановления народного хозяйства,  – рассказывает заведующая музеем Эльвира Тихонова, - На наших стендах можно увидеть обширный, собранный из различных источников  материал, отражающий все эпохи развития потребкооперации.  Начинается экспозиция, конечно, с нижегородцев-декабристов, которые и стали родоначальниками кооперативного движения в России. Представлено много материалов о создании и становлении потребкооперации в нижегородской губернии и о Нижегородской ярмарке. Здесь фотографии руководителей, здания нижегородских кооператоров на улице Кооперативной (до революции носившей имя  Рождественская).  На фотографиях можно увидеть и ассортимент товаров, которыми торговали, например, в 30-е годы и послевоенное время. На одном из снимков изображена приемка пушнины, которую также заготавливали кооператоры в то время. Показан на фотографиях ассортимент магазинов, как идет торговля с автолавки Городецкого райпо и даже фотография комсомольской свадьбы молодых кооператоров.
 Также на стендах можно увидеть подлинные предметы деятельности и быта кооператоров: замок, снятый с двери старого магазина в Дальне-Константиновском районе. Здесь же - утюги, керосинка, весы, стеклянная посуда с фирменной этикеткой, на которой написано - «Нижегородский губсоюз. Красные чернила. 1921 год». Хлебная карточка от 21 апреля 1920 года. Посуда, бланки заказов и меню общепита. Тут же интересный экспонат -  трудовые списки, которые ранее заменяли трудовые книжки. А среди уникальных экспонатов даже паспорт лошади которая «трудилась» в Больше- Мурашкинском райпотребсоюзе. Ведь известно, что в военные и послевоенные годы главным транспортным средством в потребкооперации был гужевой.
Особо выделены стенды, посвященные кооператорам – участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, в связи с 75-летием Победы в ВОВ. И, конечно же, широко представлены стенды, посвященные деятельности современной кооперации.
   По итогам встречи, Наталья Яковлева  поблагодарила нижегородских коллег  за теплый прием и за формирование и сохранение интересной экспозиции, посвященной потребительской кооперации. По ее словам основной момент в составлении музейной экспозиции это связка предмета, фотографии и документа. – То есть, вокруг одного предмета можно выстроить целую историю, - считает она. Всем посетителям нравятся предметы, поэтому мы, отталкиваясь от них, даже самых простых предметов,  можем показать масштаб. Важно подчеркнуть  нашу значимость и тот огромный вклад, который делает потребительская кооперация в экономику страны. Экспозиция музея, как правило, имеет сценарий. Это как произведение, которое человек начинает читать и выходит с определенным знанием. Мне кажется, что важно иметь цель при создании музейной экспозиции. Для кого и для чего мы это делаем. Одна аудитория - это гости облпотребсоюза, другая -  это посетители извне, те, кого мы хотим привлечь и сделать лояльными к деятельности потребительской кооперации. Первым мы делаем акцент на замечательной работе Нижегородского облпотребсоюза, вторым, мы объясняем суть движения, вовлекая их в совместный диалог. Сегодня возникла даже такая мысль, что у вас можно запустить авторскую экскурсию по городу. В этом будет популяризация потребкооперации, реклама в действии.
Если Ваш облпотребсоюз выступит в роли стартовой площадки и мы поймем, что интерес к этому есть, проект будет иметь продолжение в других городах России, – сказала Наталья Вячеславовна.