ОБЛПОТРЕБСОЮЗ

Нижегородский областной союз потребительских обществ

История и этапы развития

Кооперативное движение в России зародилось еще в 60-е годы XIX века. История Нижегородской кооперации начинает свой отсчет с 1868 года.
В Нижегородской губернии первое кооперативное общество «Бережливость» было создано в 1868 г., позже подобные общества появились в Кулебаках, Богородске и Павлове.
 
история 1 
 
 О цели организации в уставе общества «Бережливость» было сказано: «Соединить непроизводительно-мелкие капиталы в один для оптовой закупки жизненных припасов и предметов первой необходимости и дать через это возможность членам получать все для них необходимое по возможно дешевым ценам и из нечувствительно-мелких взносов членов составить небольшие капиталы».
  
Членами первого потребительского общества в своем большинстве были представители чиновной и земской интеллигенции. Первое правление: И.Я.Герд (учитель средней школы), А.А. Зарубин, В.В. Таланов, А.М. Карякин, В.В. Малинин. Ревизионная комиссия: Л.Х. Инсевс, К.И. Алфераки (ст.контролер Контрольной палаты), А.С. Гациский (чиновник особых поручений при губернаторе, редактор неофициальной части «Губернских Ведомостей»), К.А. Шрейдерс (советник казенной палаты), М.С. Попков, А.К. Захарьин, А.М. Аландский. А.М. Аркадьев (учитель средней школы), А.А. Драницын (письмоводитель двор.опеки), К.П. Коринфский (эконом и комендант Мариинского института), Е.П. Кочкин (учитель средней школы), А.Н. Овсянников. А.И. Игнатьев, Н.В. Добролюбов (священник), А.В. Триумфов.
история 2
 
Контора и первая кооперативная лавка были открыты в январе 1869 года в доме Ефремова на Большой Покровке. В магазине преобладали бакалейные, колониальные и галантерейные товары. Для членов общества делалась скидка от 4 до 8 процентов. Вторая лавка была открыта на Ковалихе. Там же была открыта и третья лавочка, вместе с ковалихинской названная «мелкая». Имелась у общества и своя пекарня. За 9 месяцев торговых операций было продано товара на 19.995р. Средний месячный оборот превышал 2.000р.
 
Нижний Новгород был ярмарочным центром. Это открывало огромные возможности по организации выгодных закупок продукции для членов общества, а также для сбыта производимой продукции. На территории губернии размещалось множество производств, связанных с добычей и выработкой металла, изготовлением металлоизделий. Лесной край имел прекрасных мастеров по переработке леса. В Выксе сформировался рабочий класс металлургов. В Павлове, Горбатове жили поколения мастеровых, занимающихся производством инструмента, хозяйственных товаров: лопат, вил, серпов, напильников, ножей, замков и многих других изделий, необходимых в хозяйстве сельских жителей и горожан. С 1890-х годов началось разрастаться нижегородское кооперативное движение.
история 3
Потребкооперация стала одним из учредителей оптовой Нижегородской ярмарки (кармана России). Эта торгово-промышленная ярмарка явилась местом судьбоносного для всей потребительской кооперации страны события: в августе 1896 года представители 28 обществ создали Всероссийский центр потребительской кооперации, который стал предшественником нынешнего Центросоюза.
 
Начало организации Нижегородского Союза потребительских кооперативов, объединившего разрозненные потребительские общества в Нижегородской губернии, было положено на Нижегородском губернском кооперативном съезде 12-20 сентября 1915 года, когда была выбрана Комиссия по организации Союза.
Днем рождения нижегородского облпотребсоюза принято считать 16 февраля 1916 года.
Первое правление
Именно в этот день открылся съезд кооператоров, на котором был подписан Договор об учреждении Товарищества торгово - промышленных кооперативов нижегородского района, объединившего разрозненные потребительские общества в Нижегородской губернии. Возглавил правление товарищества Николай Алексеевич Мемешкин.
Мемешкин
12 октября 1917 года на общем собрании уполномоченных товарищество было преобразовано в «Союз потребительских обществ Нижегородского района». Тогда произошел переход с договорного товарищества в Союз, действующий по утвержденному уставу. Устав был выработан учредительным собранием еще 16-17 февраля 1916 года, но был утвержден министерством внутренних дел Временного правительства только 23 марта 1917 года.
Устав
«Союз потребительских обществ Нижегородского района» стал преемником «Торгово-промышленного товарищества Нижегородского района», приняв от него все по балансу на 1-е октября 1917 г. Союз имел своей целью установление и развитие отношений между потребительскими обществами и другими учреждениями, сбор и обнародование сведений о деятельности райсоюзов и обществ, замещение оптовиков и доставку товаров своими силами напрямую от производителей, организацию собственного производства товаров для удовлетворения потребностей кооперативов, обеспечение их необходимыми средствами и проверку финансового положения.
Не менее важно, что Союз, с момента своего основания занимался культурно-просветительской работой, защищал интересы потребительских кооперативов в органах власти, формировал общественное мнение о пользе объединения, следил за чистотой кооперативных принципов. Союз объединил потребительские общества с простейшими формами торговли, сбыта и отдельных производственных операций. Сфера деятельности союза распространялась не только на Нижегородскую, но и соседние губернии.
Товарищество кооперативов начало свою деятельность при 39-ти членах и 2436 руб. паевого капитала. Благодаря активной работе уже к 1 октября 1918 г. количество членов Союза достигло 778, а паевой капитал – 699.829 руб. Трудными были эти «первые шаги». И лишь только благодаря поддержке кооперативного банка и Нижегородской уездной кассы мелкого кредита, удалось и при небольшом первоначальном капитале развернуть дело. Но и дальнейший путь развития Союза нельзя назвать легким. Приходилось работать в условиях войны и все более растущей экономической и продовольственной разрухи. К концу 1918 г. он объединял уже 800 потребительских обществ и сделал за 1917 г. 15 млн. рублей совокупного оборота, а за 1918 г. эта сумма возросла до 20 млн. руб.
Благодаря своей последовательной созидательной работе Союз приобрел популярность среди простого населения, что в дальнейшем сказалось на росте
Кооперативных рядов в каждом уезде.
01.09.1929г. на основании решения уполномоченных Нижкрайсоюза от 23-25.08.1929г. был создан Нижкрайпотребсоюз. В связи с образованием в 1937 году Горьковской области Нижкрайпотребсоюз преобразован в областной союз потребительских обществ.
история 4 
 
В 30-е годы у кооперации государством была изъята кооперативная собственность в городах. Материальная база предоставленная кооперации взамен, на селе, была очень ветхой. Магазины ютились в подвальных помещениях зажиточных крестьян, примитивные базы- в дощатых сараях, глиняных мазанках. Новые магазины строились, как правило, на базе избных срубов, а складские помещения пристраивались из теса, горбыля. Из 1952 торговых объектов всего 86 имели относительное удовлетворительное состояние.
 
  
Потребительская кооперация в России складывалась как торговый посредник между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Она многократно выручала страну в самые напряженные экономические и социально-политические периоды.
 
Потребительская кооперация в 1940 году была представлена в Горьковской области 450 потребительскими обществами. Основная функция потребкооперации- осуществление заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции и снабжение местного населения продовольственными и промышленными товарами.
 
Начавшаяся Великая Отечественная война «добавила» еще ряд функций в деятельность потребкооперации: выполнение плана поставок картофеля и овощей «особым потребителям»- Наркомату обороны, Военно-Морскому флоту, НКВД, городу Ленинграду; обеспечение продовольственными и промышленными товарами эвакуированного в г.Горький и область населения (взрослого и детей); снабжение работников оборонительных рубежей; обеспечение семей военнослужащих; снабжение продовольственными и промтоварами госпиталей (у потребкооперации были и свои подшефные госпитали), детских домов, приютов, интернатов; обеспечение интеллигенции; поставка продовольствия и сырья фронту и рабочим оборонных заводов. На вооружение Красной Армии потребкооперация выделила более 40 млн.рублей, 1млн.300 тыс.рублей- на танковую колонну «Горьковский кооператор».
история 5 
 В годы войны потребительская кооперация развернула производственную деятельность:
 
-производство товаров производственного назначения: обозный инвентарь, колесная мазь, хозяйственная веревка, кузнечные изделия. разные щепные товары
 
-производство предметов домашнего обихода: деревянная и глиняная посуда, плетеные корзины, мебель, игрушки, метлы, лапти, веники, мыло, спички)
 
В 1942 году была организована выработка концентратов из сушеных овощей и сушеного картофеля, концентратов в брикетах. Потребкооперация области только в 1942 году должна была поставить 40т. овощных супов.
 
В военные годы у потребкооперации сложился комплекс промышленных предприятий, включавший 484 предприятий. Колбасные, гончарные предприятия, по переработке овощей и фруктов, по выработке безалкогольных напитков, по пошиву обуви и раскрою кож, хлебопекарни и другие были разбросаны по селам и районам области.
история 7
В 1942 году для решения своих производственных нужд потребкооперация Горьковской области организовала собственный водный транспорт (шесть досчаников грузоподъемностью 40-45 тонн каждый и 3 моторных лодки) для доставки товаров и лова рыбы.
 
В послевоенные годы развивается заготовительная деятельность. Городу поставляются не только продукты питания, но и огромное количество сырьевых ресурсов промышленности.
 
 история 6 
В 60-е годы начинается процесс централизации - создание районных потребительских обществ, формирование районного опта и внедрение кольцевого завоза. Процесс развития торговли, производства, общественного питания сопровождались вводом новых мощностей. Капитальные вложения возросли в два раза. Торговая сеть пополнилась 648 магазинами, общепит-55 столовыми.
 
  
Конец 70-х начало 80-х годов характеризуется высоким темпом развития кооперативной торговли. Растут продажи товаров культурно-бытового назначения. Обеспеченность сельских семей телевизорами, холодильниками, стиральными машинами практически не уступала городской. Укрепляется материально-техническая база. Построено 292 предприятия розничной торговли общей площадью 53840 кв.м. Введены универмаги в Княгинино, Лукоянове, Урене. Построены межрайбазы общей площадью 35410 кв.м. Ведется жилищное строительство для 1600 человек.
 
Кроме нового строительства проводилась работа по реконструкции магазинов, переводу их на самообслуживание. Около 70% всех товаров реализуется через магазины самообслуживания. Развивается сеть специализированных магазинов по торговле хозяйственными товарами, мебелью, книгами и др. В эти годы активно развиваются подсобные сельские хозяйства, в результате чего возросло производство мяса в собственных хозяйствах.
 
Облпотребсоюз занимает по этому виду деятельности первые места в системе Роспотребсоюза.
история 8
 
В 80-х годах производственные мощности позволяют производить около 5 тыс. тн колбасных изделий 75 наименований, более 10 тыс. туб. консервной продукции 24 наименований, 5 млн. бутылок безалкогольных напитков.
 
  
Власть не всегда адекватно оценивала роль и значение потребительской кооперации. Очередным свидетельством тому стало навязанное сверху "реформирование" в последнем десятилетии 20 века, в одночасье лишившее кооперацию собственных оборотных средств, городских рынков, многих предприятий, устоявшихся рынков сбыта.
 
Вновь пришлось доказывать жизнеспособность системы.
история 9
 
В 2000-2002г. Нижегородская потребкооперация объединяет 180 тыс. пайщиков, обслуживает свыше 800 тыс. сельских жителей. Основу кооперации составляют 43 райпо и 21 потребительское общество, 16 тыс. работников.
 
  
По объему розничного товарооборота Нижегородский облпотребсоюз занимает ведущее место в системе Центросоюза РФ. С 900 тыс. рублей в 1998 году товарооборот доведен до 4 млрд рублей.
история 10
Сегодня Нижегородский областной союз потребительских обществ- крупнейший и передовой коллектив потребительской кооперации России.  
Потребительская кооперация Нижегородской области является крупным работодателем на селе: в ней работают более 5 тысяч человек.
В зоне деятельности Нижегородской потребительской кооперации находится более 900 сельских населенных пунктов с численностью обслуживаемого населения 330 тыс. человек. 
Нижегородский областной союз потребительских обществ объединяет около 38 тысяч пайщиков. Совокупный объем деятельности более 9, 5 млрд. рублей (3 место в рейтинге Центросоюза Российской Федерации). Наибольший объём деятельности приходится на розничную торговлю (895 магазинов и 27 автомагазинов) – 7,5 млрд. руб. (1 место в рейтинге Центросоюза Российской Федерации). Общественное питание включает 118 предприятий. Производственные подразделения насчитывают 120 цехов по выпуску различной кооперативной продукции: хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, колбас, мясных и рыбных полуфабрикатов, безалкогольных напитков, консервов из плодоовощной продукции. Также кооперативные организации представлены 40 организациями в сфере услуг: парикмахерские, ателье, мастерские по ремонту обуви и другие.
 
Потребительская кооперация располагает сегодня квалифицированными кадрами. Специалистов разнообразного профиля готовят Нижегородский экономико-технологический колледж облпотребсоюза и Арзамасский филиал "Российского университета кооперации".