«Жаркая работа» в «холодный» сезон
25.10.2023Как правило, с началом осени для торговли, особенно в сельской местности, наступает сезон затишья. Кошельки покупателей заметно похудели, (все деньги потрачены на отпуск), «отгремели» продажи школьных товаров, дачники перестают выезжать за город и продажи в сельских магазинах начинают снижаться. Как грамотно перестроить ассортимент в магазинах в осенне-зимний период спрашиваем у руководителя торгового отдела Нижегородского областного союза потребительских обществ Татьяны Васькиной.
– Татьяна Валентиновна, не секрет, что объём реализации многих товаров и услуг зависит от времени года и погоды. В «горячий» сезон продукцию буквально расхватывают с колёс, в «холодный» продажи падают. Что делать, чтобы сохранить рентабельность и не лишиться выручки?
– Чтобы минимизировать падения продаж именно в этот период ритейлерами активно проводятся «черные пятницы», распродажи «11.11», «киберпонедельники» и мы так же стараемся активно применять эту практику в своих магазинах. Ведь распродажи придумали для того, чтобы быстрее избавиться от ненужных товаров, а так же стимулировать спрос на некоторые позиции, поэтому в период снижения покупательской активности это самое верное решение для избавления от того, что не продалось летом. Но наиболее эффективным методом борьбы с сезонными колебаниями является корректировка ассортимента. Когда сезон заканчивается, погода портиться, дачники к нам приезжают реже и именно в это время мы должны озаботиться корректировкой ассортимента, чтобы грамотно подойти к смене потребностей нашего покупателя. И это работа не менее важна, чем подготовка к лету, ведь наша основная задача не потерять трафик и доход в это сложное для сельской торговли время года.
– Что в зимний период продается хуже и в матрице необходимо сократить?
– В первую очередь, это прохладительные напитки, на них продажи вырастают летом и падают зимой. Мороженое - аналогичная ситуация. Конечно, продукт продаётся и зимой, но объёмы продаж несоизмеримы. Замороженные полуфабрикаты - как ни странно на первый взгляд, это тоже летний продукт. Продажи резко возрастают с началом дачного сезона. Другие периоды падения спроса - посты, особенно Великий. Все товары для пикника и все «летние» товары, о наращивании которых мы говорили в апреле - решетки, шампуры, уголь, бассейны - эти товары для дачи следует заменить на «зимние».
– Что поможет нам не потерять трафик зимой?
– В холодное время года покупатели хотят: тепла, еды, зимних развлечений. Поэтому продается всё, что может отогреть и создать уют. Это - теплые вещи (перчатки, шарфы, шапки, носки, колготки, термобелье), пледы, термосы и термокружки, товары для бани и электронные сушилки для обуви. Выходят на первый план товары для зимних развлечений: ледянки, санки, тюбинги, коньки, товары для зимней рыбалки. Отдельно хотелось бы выделить для магазинов торгующих непродовольственной группой – обогревательные приборы: камины, теплопушки, водонагреватели и т.п.
Также повышается спрос на товары для хобби. Рукоделие набирает популярность именно зимой. Пользователи чаще “сидят” в социальных сетях, мастерицы предпочитают проводить холодные вечера за изготовлением уникальных вещей. Зимние товары для рукоделия: пряжа, спицы, крючки, краски и кисти для рисования и готовые наборы для новичков. Из товаров для автолюбителей пользуются спросом щетки, скребки, лопаты, незамерзайка.
Конечно же, ни одна подборка популярных зимой товаров не обходится без предметов, отсылающих к Новому году. Это торжество, к которому начинают готовиться заранее и на которое тратят немалые суммы.
– Если уж говорить о начале зимы, кроме перестройки ассортимента, как подготовить магазин?
– Правильно организованный декабрь не только не позволит извлечь из бума продаж максимальную прибыль, но и накопить запас, чтобы пережить традиционно слабый январь. Готовить магазины к сезону активных продаж нужно уже в середине октября. Именно тогда все федеральные сети начинают выкладывать на полке новогодний ассортимент. Напомним основные правила подготовки магазина к новому году.
Первое, – преображаем торговое пространство. Все самое яркое и привлекательное размещаем на витрине. Рядом со входом сразу должна начинаться паллетная выкладка или специальный остров с сезонным ассортиментом. В маленьких магазинах, можно поработать с оформлением, выставив на первый план специальные праздничные предложения. В больших магазинах, таких как, «Универмаг» и «Детских мир», по примеру Тоншаевского райпо делайте фотозоны, чтобы ваши покупатели оставались довольны и покупкой, и эмоциями, полученными после посещения вашего магазина. Пример – светящиеся фигуры – символы года - Драконы, Ёлки и т.д.
Второе, – создаем новогоднее настроение. Визуальное оформление – на время, которое предшествует Новому году, и на месяц после магазин должен превратиться из места, куда люди каждый день приходят не только за хлебом и молоком, но и за праздничным настроением. Не забываем про музыкальное оформление.
Наступает время, когда люди верят в чудо – поэтому проводим розыгрыши призов и лотереи.
– Новогодний ассортимент это же не только ёлки и игрушки, правильно?
– Да, конечно. Это товары высокого ценового сегмента, подарки, расширенный ассортимент в гастрономе, деликатесная группа, различные нарезки красной рыбы, дорогих сыров, свечи для украшения стола, открытки, праздничные салфетки, бижутерия, карнавальные костюмы, сувениры (с изображением китайского Дракона - один из самых универсальных и популярных талисманов и амулетов фэн-шуй). Сегмент детских товаров, особенно игрушек, очень «подвижный». Ассортимент здесь напрямую связан с появлением новых мультфильмов, детских фильмов, книг, так что следуем моде.
- Правда ли, что продажи алкоголя увеличиваются в зимний период? Может быть нужно сделать ставку на этот товар?
– Да, это действительно так. В декабре спрос на алкоголь повышается, и мы стараемся расширить ассортимент в этой группе, дополнив его дорогим сегментом и игристыми винами, спрос на которые взлетает в разы. Часть алкоголя в наших магазинах стараемся разместить в импульсной зоне, ведь наша задача – побудить купить больше. Так же в импульсной зоне размещаем соки, праздничные наборы и ряд товаров на кассе, максимально расширив ассортимент, включив обязательно non food. Наценка на товары в импульсной зоне обычно повышается.
Кроме того, эффективно собирать наборы самим по всем зависимым категориям. Например, в общепите самим можно сделать набор салатных заготовок. Набор елочных игрушек, набор подарков, набор элитного алкоголя и деликатесов, – вариантов масса. Для посетителя покупка набора – это способ сэкономить время, избавиться от части хлопот. Даже красиво оформленный набор бытовой химии обязательно сможет заинтересовать покупателя. Такой ход гарантированно позволит увеличить сумму среднего чека. Самые популярные товары «спутники» в составлении – это кружки, бокалы, стаканы, мягкие игрушки. С ними можно накрутить большое множество недорогих наборов.
- Как правильно активизировать рекламу в это время?
– Для привлечения покупателей нужно использовать максимально возможное количество каналов. Сейчас очень эффективно работают интернет-каналы, группы в вайбере, Вконтакте – больше постов и публикаций. Украсьте ваши страницы и каждый день создавайте новогоднее настроение на них. Запишите новогоднее видео довольных покупателей из вашего магазина, опубликуйте видеоотзыв с сюжетом. Рассказывайте историю, дайте подписчикам почувствовать атмосферу. Главное здесь - реальные люди и живые эмоции. Можно сделать свои мини-каталоги с акционным предложением и вариантами подарков. Маленьким магазинам у дома необходимо напечатать листовки и разнести их по соседним подъездам.
Обратите внимание на то, что в это время нужно максимально продумать акции. Новогодние праздники не исключение, и мы держим цены, на индикативные позиции, по которым покупатель судит об уровне цен в магазине, но так же для новогоднего стола люди будут готовы приобрести и более дорогой товар. Помните, что за несколько дней до Нового года чувствительность к ценам немного падает, но это не значит, что стоит существенно поднимать цены – потеряете лояльность. В декабря так же следует озаботиться о январских продажах. Самая распространенная практика – вручать покупателю в декабре купон на скидку на следующий месяц, например с покупки на 1 тысячу рублей. Можно использовать январь для проведения различных мероприятий: встреча с Дедом Морозом, рождественские гуляния – вариантов масса. Распространенная ошибка многих – сильно снижать цены на товары, которые стоили дорого перед Новым годом. У покупателя возникает ощущение, что его обманули. Лучше сформировать отдельное ассортиментное предложение на январь.
– Подводя итог, что же можно пожелать нашим специалистам в новом сезоне?
Сегодня нам кажется, что мы все знаем эти очевидные вещи, надеюсь каждый проанализирует свои упущения, чтобы максимально качественно подготовить наши торговые точки к «холодному» сезону продаж. Тщательно все продумайте, распланируйте, смело внедряйте в жизнь и результат не заставит себя долго ждать.