Вера Харитонова: «Наши кадры ценны тем, что в сёлах к продавцам привязываются, они как психологи»
27.01.2024Чем сегодня живёт ПК «Лысковское райпо», рассказала его руководитель Вера Петровна Харитонова.
Лысковское районное потребительское общество существует более 90 лет и 20 из них его возглавляет Bepa Харитонова. Райпо пытались разодрать в неспокойные 90-e г.г., как в Кстове и Шахунье. Но кооперацию удалось сохранить. На сегодня Лысковское райпо движется в ногу со временем и является одним из лидеров Нижегородского областного союза потребительских обществ. Как работать эффективно и продолжать выполнять социальную миссию организации потребкооперации? Действительно ли открывать магазины в сёлах не так выгодно, как в городах? На эти и другие вопросы отвечает председатель правления ПК «Лысковское райпо».
— Bepa Петровна, чем сегодня живёт райпо?
— ПК «Лысковское райпо» — не просто большая организация, а по-прежнему многоотраслевая система. В её основе, конечно, розничная торговля, но помимо этого мы ещё сами выпускаем хлебобулочные изделия, производим полуфабрикаты. У нас есть 2 точки общественного питания и небольшая сфера медицинских услуг – медицинский центр «Семейный доктор».
— Насколько обширна ваша сеть магазинов?
— На сегодня это 72 торговые точки, из которых 50 —в сельской местности. Сегодня почти все эти магазины работают под брендом «КООП- маркет». Мы снабжаем даже отдалённые селения: выездная торговля регулярно посещает Чистое Поле (там проживают 3 человека), Саревку, Егорьевское, Негоново. Есть у нас магазины в Перелетихе, Великовском, Чёрной Мазе, Верхнем Красном Яре. 13 торговых точек находятся за Волгой.
— Каковы объёмы производства?
— Две мини-пекарни производят 35 наименований продукции. В день выпекаем около двух тонн хлебобулочных изделий, которые расходятся по всему округу и пользуются большим спросом. Поставляем даже в магазины, не входящие в систему нашей потребкооперации.
На производстве полуфабрикатов трудятся всего три работницы, но они вручную изготавливают по 3 тонны продукции в месяц. А их пельмени «Сибирские», голубцы, фрикадельки очень любит население. Я думаю, секрет популярности наших изделий — в рецептуре. Всё делаем так, как было заведено при социализме: строго по ГОСТу, без усилителей вкуса, лишь модернизируя само производство. В полуфабрикатах всё натуральное: только сертифицированные говядина и свинина от местных проверенных фермеров. Стараемся, чтобы наш покупатель был всегда доволен: мы его любим и ценим.
— В Лыскове с каждым днем становится всё больше крупных сетевых магазинов. Как вы конкурируете с федеральными сетями?
— Эти сети активно идут не только в город, они наступают и на сельскую местность. Но мало кто задумывается, что мы поставлены в неравные условия. К примеру, магазинам одной из сетей киловатт-час электроэнергии обходится в 6 рублей, а мы за свои «супермаркеты» на селе платим 10.
Чтобы применять кассовую технику, нам ежегодно нужно выложить 840 000 рублей на её обновление. Это стало обязательно для всех 72 точек, даже в отдалённых сёлах. А сетевой магазин с оборотом в разы больше должен обновить всего 5 касс. Ну а самое главное — люди забывают, что мы перечисляем налоги в бюджет Лысковского округа. Только за 2023 год райпо заплатит 53 миллионов рублей налогов, 25 миллионов из них —в пенсионный фонд и 17 миллионов —в бюджет округа. В то время как все федеральные сети зарегистрированы в других регионах и отчисления идут туда.
— Где проще открывать магазины в городах или на селе?
— В больших городах. Ведь жизнь в сёлах отличается от той, что в мегаполисах. Например, по
Новому закону мы должны пробивать товары по коду маркировки, в ЕГАИС. Но что делать, если в глубинке перебои не только с интернетом, а, бывает, и с электричеством? Теперь в магазин не ходить? А чтобы минимизировать эти проблемы, мы дополнительно вкладываем средства.
— Сколько у вас сегодня человек работает в райпо? Сложно ли управлять большим коллективом?
— У нас трудятся 293 человека. На мой взгляд, это большая дружная семья. Сложно тогда, когда мало народу. А у нас все знают свою работу и ответственно подходят к ней. Душой переживаю за каждого работника: сегодня трудно с хорошими кадрами. Ведь торговля — это свободный доступ, где мы доверяем миллионные остатки продавцам, мы в них уверены, ценим каждого и бережём. Например, в смене пекарей с женщиной обязательно ставим мужчину на физически тяжёлые операции. Я сама постоянно делаю объезды торговых точек и общаюсь с продавцами. Знаю их проблемы, быстро на них реагирую. Наши кадры ценны тем, что в сёлах к продавцам привязываются, они там как психологи. Работники прилавка всегда знают, чем живут их посетители, какое у них сегодня настроение, давление. Зачастую покупатели становятся им родными людьми.
— Есть ли дефицит кадров?
— Да, несмотря на то, что мы их буквально холим и лелеем, при хороших наших зарплатах всё равно есть вакансии. Сейчас не хватает двух пекарей, двух продавцов в заволжской части и трёх в нашей. Всем работникам прилавка, кто сегодня продолжает трудится в потребкооперации - низкий поклон! Особенно сельским, и главным образом за Волгой. Им прежде чем начать работу, нужно растопить дровами печь: в морозы утром там всего-то градусов 8. Поэтому я, конечно, переживаю душой за каждого работника: сегодня сложно с хорошими кадрами!