Современные тенденции развития розничной торговли и новые задачи в текущем году изучили на консультационном семинаре 30 января в НОСПО
31.01.2025Современные тенденции развития розничной торговли и новые задачи в текущем году изучили на консультационном семинаре 30 января в НОСПО.
В мероприятии приняли участие около 30 заместителей руководителей и специалистов кооперативных организаций по торговле.
Открывая семинар председатель Совета НОСПО Алексей Валерьевич Ериков отметил, что поскольку сегодня розничная торговля остаётся основным видом деятельности организаций потребкооперации, необходимо направить все усилия на то, чтобы она была максимально рентабельной и эффективной.
– В текущем году нас ждёт значительное увеличение налоговой нагрузки, в связи с этим очень важно научиться правильно работать с наценкой, ассортиментом, оптимизировать товарные остатки, поэтому сегодняшнее обучение будет направлено на увеличение товарооборота и прибыли, – подчеркнул Алексей Валерьевич.
Основные тенденции развития розницы и новые задачи в работе озвучил заместитель председателя правления НОСПО по торговле Дмитрий Сергеевич Малявко.
– Сегодня можно выделить семь современных трендов розничной торговли: цифровизация торговых процессов, оптимизация персонала, быстрорастущие товарные группы, рост фастфуда и потребление кофе, рост продаж в доставку, увеличение продаж маркетплейсов и интернет-торговли, оптимизация логистики, – рассказал Дмитрий Сергеевич. В цифровизации важно разделить этот тренд на две составляющих: первая — автоматизация учета, вторая — автоматизация обслуживания. С первой все предельно просто: профессиональное программное обеспечение будет активно развиваться и внедряться в бизнес любого масштаба. Это касается в первую очередь внедрения единой системы учета: ресурсов, склада, финансов, интеграция с ГИС (Честный знак, ЕГАИС, Меркурий и др.). Такие методы позволят предпринимателю всегда видеть четкую аналитику продаж и расходов, вовремя менять стратегию, пополнять запасы, планировать акции. Вторая составляющая автоматизации бизнеса сложнее. При желании можно автоматизировать абсолютно всё: от приёма заказа до мытья полов. Однако чаще всего в России предприниматели обращают свое внимание на самый важный узел в системе торговли — кассовое обслуживание. Место кассира плавно занимают терминалы: это касается и продуктового ритейла, и точек по продаже косметики, одежды, строительных материалов. Терминалы уже хорошо себя зарекомендовали: они полностью заменяют кассира, не требуют оплаты труда, отпускных и больничных, они могут быть размещены даже в небольшом торговом зале, позволяют разгрузить очереди в час пик, могут служить рекламной поверхностью в статичном состоянии. Минусы у терминалов тоже есть: они требуют регулярного технического обслуживания, нет возможности организовать допродажи. А еще они могут провоцировать кражи: рядом с терминалами обязательно должен находиться сотрудник магазина, чтобы отслеживать действия покупателей и при необходимости помочь с совершением покупки.
В потребительской кооперации с цифровизацией всё гораздо сложнее, потому как часть магазинов не автоматизированы до сих пор. Поэтому нет возможности оперативно видеть результаты продаж — как следствие упущенные возможности увеличения товарооборота и торговой наценки, несвоевременные уценки (в результате потери по сроку годности и зависшие нереализуемые остатки). Ну и самое ужасное, что отсутствие цифровизации ведет к увеличению коррупционной составляющей, что сказывается на результатах торговли. Для магазинов потребкооперации характерна зависимость от человеческого фактора. Тогда как оптимизация персонала согласно товарообороту позволяет сократить издержки и наладить работу торговой точки в условиях кадрового голода, увеличить рентабельность торговли, повысить заработную плату текущим сотрудникам, предотвратить финансовую неэффективность и кассовый разрыв, исключить закрытие торговой точки.
Отдельного внимания заслуживает мотивация персонала. И подчас именно в потребкооперации нематериальная мотивация показывает большую эффективность по сравнению с прямой материальной.
В своей презентации Дмитрий Сергеевич также подробно проанализировал работу с ассортиментом ценообразование и торговые наценки.
– Сегодня самые быстрорастущие товарные группы: готовая еда, фастфуд, кофе, энергетические и безалкогольные напитки, снэки, продукция для животных, вино. Поэтому наша задача научиться работать с этими группами эффективно и максимально расширить ассортимент товаров этих групп, а также найти и сформировать свой уникальный ассортимент – подчеркнул он. – Плюсами от развития направления готовой еды и фастфуда являются: формирование дополнительного траффика, уникальное преимущество по сравнению с конкурентами, высокая маржинальность и другие. В связи с развитием внутреннего туризма в РФ нам необходимо занять свободную нишу рынка быстрого питания на региональных трассах.
Ну и, конечно же, поскольку для организаций потребкооперации характерно дифференцированное ценообразование, здесь очень важен индивидуальный подход по каждому конкретному товару с учетом грамотного анализа возможной товарной наценки.
Тему цифровизации и автоматизации продолжила в своём выступлении руководитель группы IT проектами НОСПО Ирина Павловна Дорофеева. Она рассказала о технологии управления удалёнными кассами.
– Сегодня уже все законодательные акты подразумевают и пишутся с учётом того, что все торговые объекты автоматизированы, поэтому отсутствие автоматизации грозит не просто упущенной прибылью, а серьёзными штрафами, – отметила Ирина Павловна.
Далее инструменты эффективной организации торгового пространства и мерчадайзинг с точки зрения соседства товарных групп представила ведущий менеджер торгового отдела НОСПО Наталья Сергеевна Мишагина.
– Мерчандайзинг способствует росту импульсных продаж, – отметила Наталья Сергеевна. – Покупатели совершают незапланированные покупки спонтанно. Как правило, спонтанные покупки не требуют значительных расходов и посильны для покупателей. Но в сумме импульсные продажи приносят довольно существенную прибыль. Мерчандайзинг –– это не «я так вижу», это набор стандартных техник и инструментов, которые нужно лишь правильно применить именно в вашем случае. Размещать товары нужно не «красивенько», а «по науке».
Вот только некоторые главные пункты: применяйте разные типы торгового оборудования: не только стеллажи, но и островки, отдельные стойки и корзины. Используйте каждый квадратный метр торговой площади с целью увеличения прибыли. Следите за остатками в магазине, чтобы не было пустующих полок. Они создают у покупателя ощущение, что магазин распродает запасы и скоро закроет. Подталкивайте к спонтанным покупкам и повышению среднего чека с помощью перекрестных продаж. Не игнорируйте выкладку по планограммам. Мониторьте актуальность выкладки. Используйте элементы навигации и привлечения внимания: вывески с обозначением отдела, крупные ценники, яркие акционные ярлыки и стикеры, напольные штендеры и стойки. Доносите до покупателя важную информацию о продукции.
Грамотный мерчандайзинг помогает создавать пространство, в котором покупатель будет легко ориентироваться и увидит много товаров, которые не планировал покупать. Что-то из этого он все-таки положит в корзину. Таким образом, больше шансов, что средний чек будет выше и прибыль магазина увеличится. Современный покупатель более требователен, избалован ассортиментом продукции, количеством магазинов и конкуренцией между ними. Поэтому недостаточно предлагать более привлекательные цены или интересный ассортимент. Нужно управлять желанием покупать – сказала Наталья Сергеевна.
Подводя итоги мероприятия, председатель правления НОСПО Павел Вениаминович Савинов добавил, что сегодня только грамотные маркетинговые инструменты позволять вести эффективную торговлю. – Не экономьте на маркетинге, сегодня в наших предприятиях рекламе уделяется недостаточное внимание, а это упущенная выгода.
В завершении семинара состоялось награждение победителей смотра-конкурса «Лучшее новогоднее оформление торгового предприятия – 2024».
В целом же, по словам участников, мероприятие получилось максимально информативным, насыщенным, полезным в плане дальнейшего практического применения и нацеленным на увеличение продаж и рентабельности магазинов нижегородской потребительской кооперации.
– Сегодня нам очень грамотно рассказали про те группы товаров, которым мы раньше не уделяли должного внимания, – поделилась своими впечатлениями заместитель председателя правления по торговле ПК «Тоншаевское райпо» Нурия Габдрафиковна Хамбалова, – Было представлено очень много нужной аналитики, которую мы сами провести не можем. Очень актуальна информация по ценообразованию. Тема мерчандайзинга была подана в новом ключе. Так что в ближайшее время мы будем увеличивать торговые площади магазина «Продукты» и выкладку товара там будем делать уже с учётом информации полученной на сегодняшнем семинаре.